image

Депутаты поддержали законопроекты о фейковых новостях

icon 10:47
icon 421 просмотр
Депутаты поддержали законопроекты о фейковых новостях

Первый из двух законопроектов вводит запрет на распространение в интернете недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений, которая создает угрозу, в частности, жизни и/или здоровью граждан, массового нарушения общественного порядка и/или общественной безопасности, прекращения функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры или наступления других тяжких последствий.

 

Согласно документу, в случае обнаружения этой информации Генеральный прокурор РФ или его заместители обращаются в Роскомнадзор с требованием о принятии мер по ограничению доступа к информационным ресурсам, распространяющим такую информацию. После этого на основании такого обращения Роскомнадзор незамедлительно направляет операторам связи требование о принятии мер по ограничению доступа к информационному ресурсу, на котором размещена указанная выше информация, а также определяет хостинг-провайдера указанного информационного ресурса и направляет ему уведомление о нарушении порядка распространения информации и требование о принятии мер по ее удалению.

Затем оператор связи, получивший требование Роскомнадзора, обязан сразу ограничить доступ к соответствующему информационному ресурсу.

В свою очередь хостинг-провайдер в течение суток с момента получения уведомления Роскомнадзора обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца информационного ресурса и уведомить его о необходимости незамедлительно удалить распространяемую с нарушением закона информацию.

 

В случае же, если владелец информационного ресурса удалил распространяемую с нарушением закона информацию, он направляет уведомление об этом в Роскомнадзор, который после проведения проверки достоверности этого уведомления незамедлительно уведомляет оператора связи о возобновлении доступа к информационному ресурсу.

 

Второй законопроект вводит административную ответственность за распространение такой недостоверной информации.

Эти деяния предлагается наказывать административным штрафом: для граждан – в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, для должностных лиц – от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц – от 400 тыс. до 1 000 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.

 

Как отметил Первый заместитель Председателя Комитета по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений Дмитрий Вяткин, поддержанные документы позволят оперативно блокировать в интернете недостоверную общественно значимую информацию.

 

«Речь идет не о любой недостоверной информации, таких случаев очень много, интернет буквально пестрит всяческими фейковыми новостями, но речь идет именно о той информации, которая способна привести к причинению тяжкого вреда и иных тяжких последствий», — подчеркнул депутат.

В ходе заседания было принято решение о замене докладчика по этим вопросам – ранее было запланировано выступление члена Совета Федерации Андрея Клишаса. Но затем он был заменен на члена Совета Федерации Людмилу Бокову, которая представила документы.

 

Говоря о ряде положений законопроекта, Людмила Бокова отметила, что предлагаемые нормы не создают оснований для злоупотребления их применения. «Применение в законодательстве оценочных понятий допускается как Конституционным судом, так и Европейским судом по правам человека», — сказала она.

 

«Заведомо недостоверной информацией является явное несоответствие сведений фактическим обстоятельствам, о которых стало известно лицу. Законопроекты не предоставляют возможность для оценки желательности или нежелательности распространения подобного рода информации, потому здесь неуместна критика о цензуре», — отметила член СФ.

 

Людмила Бокова рассказала, что законодательства ряда зарубежных стран также предусматривают необходимость противодействия распространению недостоверной информации, имеющей общественное значение.

 

«Новый состав административного правонарушения предполагает возможность привлечения к административной ответственности только в результате умышленных действий по распространению соответствующей информации», — сказала она, добавив, что если автор сам проверил и подтвердил достоверность сведений, «как это работает в СМИ», санкции к нему применяться не будут.

 

Председатель Комитета по информационной политике, информационным технологиям и связи Леонид Левин сообщил, что Комитет поддерживает концептуально этот законопроект, но считает, что он требует дальнейшего обсуждения и доработки.

Председатель Комитета по государственному строительству и законодательству Павел Крашенинников также заявил, что инициативы «концептуально можно и нужно поддержать, но при этом [в документе о внесении изменений в КоАП] требования правовой определенности должны быть», в частности, следует уточнить определения и термины, используемые в законопроектах.

 

«Как сказал Председатель [Государственной Думы Вячеслав Володин] нужно не торопиться, а провести совещания и обсуждения, чтобы этот инструмент [ограничение распространения недостоверной информации] был эффективным», — заключил депутат.

 

Председатель ГД отметил, что законопроекты вызвали большое количество вопросов у депутатов – рекордное в текущей сессии. Вследствие чего Вячеслав Володин отметил, что перед рассмотрением документов во втором чтении их авторам следует провести консультации с фракциями Государственной Думы.

 
image